Облачные переводы как практика осознания

Стыд

Рэй Харрис

9 июня 2012

[Оригинал на англ. яз.]

Ближе к концу фильма Стива Маккуина «Стыд» нам показывают крупный план лица Майкла Фассбендера, являющийся ключом ко всему. Он достигает оргазмического климакса после осуществления своего идеального сексуального сценария — разрушающего табу марафона с двумя прекрасными женщинами, ищущими сексуальных приключений. Его лицо должно бы быть открытым, сияющим волнами блаженства, но вместо этого оно искажено болью и горем.

Я возлагал большие надежды на этот фильм. И они оправдались. Он не безупречен. Иногда стиль киносъёмки отдаляет от темы фильма: слишком много длинных, тяжеловесных сцен, которые в действительности не способствуют продвижению истории, будучи «атмосферными» элементами. Нет, я возлагал надежды на то, что этот фильм правильно изобразит зависимость от секса, — так и получилось.

В другой записи данного блога я касался трудов нейропсихолога Сары Уллман (Sarah Ullman):

Зависимость от секса — это расстройство, связанное со стыдом, скорее выражающееся в виде процесса болезни, ведь оно следует прогрессирующему пути. Стыд может ЧУВСТВОВАТЬСЯ как нечто смертельное, но для сексуально зависимых он в общем является симптомом чего-то большего — более всепронизывающего нарциссического стиля личности, в котором независимо от того, насколько болезненным или неприемлемым является или ощущается их стыд, они искусно справляются с очень быстрым и ловким отчуждением себя — с холодной и дотошно хирургической точностью — от источника стыда и уходу от проблемы: не исцелению, боже упаси, и не обязательно полному отсутствию чувства, а просто уходу. 

Это настолько хорошее объяснение главного героя фильма, насколько такое вообще можно дать. Словно Маккуин изучил исследования нейропсихологии сексуальной зависимости.

Таким образом, я рад и тому, что Маккуин не ухватился за морализаторское определение сексуальной аддикции как любого рода отклонения от идеологически определённой «нормальной» сексуальности. Очевидно, если вы отклоняетесь от гетеросексуального, моногамного идеала, то, с такой точки зрения, вы становитесь кандидатом на ярлык сексуально зависимого. Но полигамия с повышенным сексуальным влечением не делает вас сексуально зависимым.

Ключевое различие лежит в выражении лица Фассбендера. Он не испытывает удовольствие. Он испытывает боль. Как объясняет Сара Уллман, сексуально зависимый имеет патологическую зависимость к стрессу:

…когда мозг, который уже имеет нарушения или повреждения в правой префронтальной коре, занимается сексом, происходит то, что, как будто, шнур выключается из розетки, плотина взрывается, а все функции, связанные с этой частью мозга, оказываются полностью или частично нарушенными до тех пор, пока мозг не протрезвеет и не выйдет из-под влияния. Именно поэтому сексуально зависимый мозг, находящийся под влиянием сексуального процесса, функционирует, словно бы это доктор Джекилл и мистер Хайд.

И что же повреждает префронтальную кору? Травма, а точнее — посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), или долговременное влияние разрушительного коктейля гормонов стресса:

Во время критически важных периодов развития мозга, обычно в возрасте между 2–8 годами, а также иногда вплоть до 15 лет, крайние степени неослабевающего стресса и психологической травмы могут изменить — и действительно изменяют — как структуру, так и биохимию мозга! И как если бы этого было недостаточно, лимбическая система, та зона мозга, которая ответственна за то, что моим студентам известно как «четыре „f“» — кормление (feeding), сражение (fighting), бегство (fleeing) и секс (sex [в оригинале очевидно подразумевавшееся слово «fucking», которому трудно найти контекст в академической среде, было заменено словом «sex», что порождает и определённый юмористический эффект — прим. пер.]) — тоже проходит процесс развития, подобно всему остальному, пока вы ребёнок, так что и она тоже становится нарушенной и дизрегулированной, когда попадает под влияние крайних степеней стресса. Функция мозга и тела состоит в том, чтобы оставаться или возвращаться к состоянию гомеостаза (равновесия), и именно этого мозг всегда стремится достичь. Если ваш мозг становится дизрегулированным по какой-либо причине во время своего развития, он будет делать всё возможное, чтобы возвратить вас к тому же самому состоянию. Если ваши мозг и тело были травмированы во время этих ключевых для развития лет, тогда им будет казаться, что хаос и травма были нормой, и они будут всегда пытаться вернуть вас к этому «нормальному» состоянию.

Именно здесь мы подходим к одному из фрустрирующих элементов фильма. Маккуин только намекает на факт, что главный герой и его сестра пострадали от какого-то рода сексуального насилия в детстве. Некоторые критики предполагают, что речь идёт об инцесте. Я не думаю, что это так. Не думаю и я, что они были претерпевали систематическое сексуальное насилие, будучи детьми, — хотя если бы на это указывалось, это было бы в полном соответствии с логикой фильма.

Проблема между сестрёнкой и её братом — это проблема межличностных границ. В одной из часто обсуждаемых сцен Маллиган стоит в душе обнажённая в то время, как Фассбендер её допрашивает. Она даже и не пытается себя прикрыть. Она бесстыдна. Но это наименее интересная сцена, что касается вопроса границ. В другой сцене она знакомится с начальником Фассбендера, они втроём возвращаются в квартиру главного героя; там она затаскивает начальника в спальню своего брата, где они предаются шумному, пьяному сексу. В другой сцене она забирается к нему в кровать, пытаясь сделать так, чтобы брат её простил. Но точно так же, как она нарушает его границы, он сам не особенно ясно понимает, каковы их отношения. Иногда он нежен, в другой момент отталкивает её. Он не определяет чётким образом своих границ, в пределы которых нельзя вторгаться. Это, вероятно, указывает на то, что детская травма была вызвана неспособностью формировать и выдерживать границы; речь идёт о детстве, в котором не было дисциплины или же установленные правила постоянно менялись. Если и было какое-либо сексуальное насилие, оно, вероятно, возникло как результат того, что их родители не смоги установить чётких границ, а также того, что они были непостоянны в своём эмоциональном отношении к ним. Поведение героев фильма не следует паттерну гиперсексуальности, который вызывается систематическим и преднамеренным насилием. Более вероятно, что, когда они были детьми, им позволялось без последствий нарушать границы: своих родителей, друг друга — именно в этом кроется источник его стыда и её бесстыдства.

Я аплодирую актёрской игре и Фассбендера, и Маллиган. Критики больше говорили о том, что Маллиган и Фассбендер осмелились на сцены, где их показывают спереди полностью обнажёнными. Но более выворачивающе важной стала их готовность обнажиться эмоционально. От них требовалось сыграть в нескольких эмоционально жёстких и откровенных сценах. Они справились.

Но фильм погружается ещё глубже. Есть и другая сцена ближе к окончанию фильма, в которой герой Фассбендера совершает самодеструктивное путешествие в метафорический ад. Он соблазняет девушку в задрипанном баре и устраивает ей петтинг пальцем, говоря непристойности. Это вводит её в транс, но у неё есть бойфренд, который избивает Фассбендера. Затем он обнаруживает себя в баре для геев и проходит в задние комнаты с потрескавшимися стенами, где присутствующие занимаются случайным сексом. Было бы легко попасть в ловушку морализаторства об откровенном сексе, который происходит в таких местах, но Маккуин смог избежать этого. Вместо этого он указывает на тот факт, что обществу, которое неспособно открыто затрагивать вопросы комплексности человеческой сексуальности, приходится создавать такие подпольные пространства. Подавление и вытеснение никогда не срабатывают. Если открытое выражение сексуальности не дозволено, оно найдёт свои хоы в подполье: в юнгианскую тень фантазии и фетиша.

На страницах блога novelactivist.com я говорю о том, что нам нужно умное и честно исследование человеческой сексуальности в кинематографе и литературе. Оно должно включать и тёмную сторону.

Этот фильм является ценным вкладом в данную дискуссию.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Облако меток

%d такие блоггеры, как: