Облачные переводы как практика осознания

«Психологическая энциклопедия Корсини» («Corsini Encyclopedia of Psychology») — выпускаемый Университетом штата Пенсильвания авторитетный труд, ставший классической энциклопедией по психологии. Энциклопедия названа в честь Раймонда Корсини (1914–2008), ученика Карла Роджерса и влиятельного американского психолога 20-го и 21-го вв. (К слову, на русский язык было переведено 2-е сокр. издание этого труда под названием «Психологическая энциклопедия под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха», 2006.) Приведённая ниже энциклопедическая статья «Интегральная психология» опубликована в 4-м издании полной «Психологической энциклопедии Корсини» (2010), на русском языке не издававшемся.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Шон Эсбьорн-Харгенс, Кен Уилбер

Esbjörn-Hargens, S., & Wilber, K. (2010). “Integral Psychology” in I. B. Weiner & W. E. Craighead (Eds.) Corsini Encyclopedia of Psychology. 4th Edition. Hoboken, NJ: John Wiley and Sons. pp. 830­­-833.

Словосочетание «интегральная психология» впервые было использовано в 1940-е Индра Сеном, учеником индийского философа-мудреца Шри Ауробиндо (1872–1950), для описания синтеза йоги (карма-, джняна- и бхакти-йоги), предложенного Ауробиндо. Четыре десятилетия спустя, в 1986 году, Сен опубликовал в Индии книгу, озаглавленную «Интегральная психология: Психологическая система Шри Ауробиндо». Параллельно с этим другой ученик Ауробиндо Харидас Чаудхури, работавший относительно независимо от Сена, предложил дальнейшее развитие психологии интегральной йоги, основываясь на эволюционной философии своего учителя. Его подход к интегральной психологии был описан в книге «Эволюция интегрального сознания» (1977). В более недавнее время Брант Кортрайт написал книгу под названием «Интегральная психология: Йога, развитие и открытие сердца» (2007), в которой исследуется психотерапия в контексте традиции интегральной йоги Шри Ауробиндо.

Психология интегральной йоги Ауробиндо, по сути, состоит из трёх систем: (1) поверхностное/внешнее/фронтальное сознание (обычно грубое состояние), включающее физический, витальный и ментальный уровни сознания; (2) более глубокая душевная система, или душа, находящаяся «позади» фронтального на каждом из его уровней (внутреннее физическое, внутреннее витальное, внутреннее ментальное и глубочайшее душевное; обычно тонкое состояние); и (3) вертикальные восходящие/нисходящие системы, простирающиеся от уровней выше ума (возвышенный ум, озарённый ум, интуитивный ум, надразум, сверхразум; включает причинное и недвойственное) до уровней ниже ума (подсознание [subconscient] и бессознательное [inconscient]). Все они возлежат в Сат-Чит-Ананде, или чистом недвойственном Духе.

В дополнение к траектории психологии йоги Ауробиндо, сформулированной Сеном, Чаудхури и Кортрайтом (а также другими), ещё одна разновидность интегральной психологии была предложена интегральным теоретиком Кеном Уилбером. Подход Уилбера к психологии пересмотрел и расширил открытия ауробиндовской философской школы. Существует множество пересечений между интегральными психологиями Ауробиндо и Уилбера (см. Vrinte, 2002). С первых лет своей писательской карьеры, начавшейся в 1973 году (за пять лет до публикации «Эволюции интегрального сознания» Чаудхури), Уилбер опирался на концепции Шри Ауробиндо. Хотя уникальный подход Уилбера к психологии и имеет определённые корни в совершённом Шри Ауробиндо эволюционном синтезе духовной практики, его ответвления охватывают новые интегральные сферы.

На интегральную психологию Уилбера более всего повлиял ряд выдающихся психологов, таких как Джеймс Марк Болдуин, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Норман О. Браун, Абрахам Маслоу и Джейн Лёвинджер (а также многие философы, теоретики и исследователи из нескольких десятков дисциплин). На самом деле Уилбер называет американского философа и психолога Джеймса Марка Болдуина (1861–1934), а не Ауробиндо, первым интегральным психологом. 

В дополнение к опоре на важнейшие открытия, сделанные отдельными исследователями различных областей, интегральная психология представляет собой подлинную интеграцию основных школ психологии: психоаналитической, гуманистической, трансперсональной, когнитивной, психологии развития, нейропсихологической, культурологической, эволюционной и т. д. В результате синтеза различных психологических традиций интегральная психология акцентирует внимание на таких понятиях, как вложенные иерархии множества интеллектов, или способностей, возникающие в процессе развития дисфункции, спектр защитных механизмов и комбинирование методов лечения. Оформившееся в свою зрелую форму воззрение Уилбера на интегральный подход к психологии представлено в его книге «Интегральная психология: Сознание, дух, психология, терапия» (1999). В данном тексте Уилбер представляет свою AQAL-модель (обсуждается ниже) и опирается на кросспарадигматический подход к описанию сущностных характеристик интегральной психологии. Этот текст широко известен за сводные таблицы, расположенные в конце книги, в которых сопоставляются и сравниваются более чем 100 школ психологии развития — западных и восточных, древних и современных. На основании этого сопоставления Уилбер создал модель полного спектра психологии человека, используя все системы для того, чтобы заполнить пробелы, имеющиеся в каждой из школ, взятой в отдельности.

AQAL-модель

Одной из существеннейших черт интегральной психологии Уилбера является её применимость ко множеству дисциплин. В отличие от этого подход Ауробиндо в основном ограничен исследованиями йоги и глубинной психологии и не коррелирует с действительными психологическими взаимоотношениями между интенциональным, поведенческим, социальным и культурным измерениями (т. е. четырьмя секторами AQAL-модели). В настоящее время профессионалы из более чем 50 дисциплин опираются на AQAL-модель интегральной психологии для того, чтобы разрабатывать свои всеобъемлющие решения комплексных проблем, с которыми они встречаются. Принципы интегральной психологии находят применение в таких сферах, как исследования окружающей среды, развитие сообществ, градостроительство, медицина, искусство, бизнес, лидерство, международные отношения, уход за больными, образование, юриспруденция, теории феминизма, коучинг, психиатрия, криминология, футурология, управление системой здравоохранения, религиоведение, писательская деятельность, политический анализ, трансдисциплинарные исследования, гендерные исследования, психотерапия и устойчивое развитие. (См. статьи с примерами и образцами использования интегрального подхода в «Журнале интегральной теории и практики» [«Journal of Integral Theory and Practice»]).

Из широты спектра применений интегральной психологии можно сделать вывод, что она полезна практически для любой интегральной деятельности. В конце концов, если у вас нет исчерпывающего воззрения на психологию человека, трудно получить интегральный подход к любой области, где задействованы люди. Таким образом, интегральная психология служит краеугольным основанием для многих интегральных предприятий. В центре подхода Уилбера к интегральной психологии находится интегральная теория, которую он развивал в течение сорока лет, опубликовав более чем 20 книг (см. Visser, 2003; Wilber 1999–2000).

В интегральной теории имеется пять элементов: секторы, уровни, линии, состояния и типы. Эти пять компонентов, для краткости обозначаемые английским акронимом «AQAL» (сокращённо «все секторы, все уровни» — «all quadrants, all levels»; читается «аквал»), представляют собой нередуцируемые перспективы (ракурсы рассмотрения), которые наблюдаются во всех масштабах и контекстах жизни человека. Посредством включения этих базовых элементов интегральный психолог оказывается способен учесть основные измерения любого феномена. Ни одному из этих измерений не приписывается какого-либо онтологического или эпистемологического примата, так как каждый аспект рассматривается как нечто возникающее совместно со всеми остальными в бесшовной ткани реальности каждого мгновения времени.

«Секторы» (также встречается перевод на русский язык как «квадранты») — это четыре базовых нередуцируемых измерения-перспективы на реальность (Wilber, 1995). В каждое мгновение всегда существует индивидуальный и коллективный аспекты, а внутри каждого из них также есть внутренний и внешний аспекты. Эти четыре измерения — внутреннее и внешнее индивидуумов и коллективов — описываются ещё и как измерения (1) намерения («я»: индивидуальное внутреннее, субъективное), (2) культуры («мы»: коллективное внутреннее, межсубъективное), (3) поведения («оно»: индивидуальное внешнее, объективное) и (4) общества («они»: коллективное внешнее, межобъективное).

Оставшиеся четыре элемента AQAL-модели возникают как более углублённые категории в рамках этих четырёх измерений. «Уровни» — это один из способов описать явление сложности (комплексности) или глубины в каждом секторе. Например, в индивидуальном внешнем секторе поведения мы наблюдаем степени физического усложнения (комплексности) любого отдельно взятого организма. Собака в физическом плане более сложна, чем амёба, а следовательно она располагается на более высоком уровне. «Линии» — это термин для обозначения факта существования различных способностей, которые развиваются поуровнево. Например, в индивидуальном внутреннем секторе имеются способности, или линии, которым характерен процесс развития; в их числе когнитивные, эмоциональные, межличностные и морально-нравственные способности. Графическое описание развития отдельного человека называется «психограммой». «Состояния» — временные проявления какого-либо аспекта реальности. Например, штормовая погода является состоянием, возникающим в коллективном внешнем секторе систем, тогда как эйфория представляет собой состояние, происходящее в индивидуальном внутреннем секторе. «Типы» являются разновидностью стилей, возникающих в различных измерениях. Примером может служить тот или иной тип религиозного мировоззрения, например протестантизм, в коллективном внутреннем секторе культуры или соматический тип эндоморфа в индивидуальном внешнем.

Как следствие применения AQAL-модели, интегральная психология характеризуется, по меньшей мере, шестью основными компонентами психологии человека, которые надлежит включать в любой всеобъемлющей теории: четыре сектора — поведение, намерение, культура и социальные системы; уровни развития, или структуры-стадии роста сознания; психологические линии развития; обычные и изменённые состояния сознания (например, состояния-стадии грубого, тонкого, причинного и недвойственного); личностные и гендерные типы; а также самость, или «я»-система (она же — система самости).

«Я»-система

«Я»-система, или система самости, включает четыре компонента: проксимальное, или непосредственное, «я» (наблюдающее «я»), дистальное, или отдалённое, «я» (наблюдаемое «моё» или нечто, что можно охарактеризовать как «меня»); антецедентное, или предсуществующее, «я» («Я–Я», трансцендентальный свидетель), а также тотальное «я» — совокупность всех перечисленных «я». Непосредственное «я» есть навигатор развития, в ходе которого «я» одной стадии становится «мною» следующей стадии. Иными словами, наше чувство собственного «я» находится в непрерывном процессе отождествления с новыми структурами-стадиями, заключающемся в их превосхождении и последующей интеграции в рамках более высокого уровня психологической организации.

Будучи главным навигатором в пространстве психологического развития самость является локусом таких важных психических функций, как отождествление (идентификация; то, что называется «я»), воля (или выборы, свобода которых ограничивается рамками и узами её текущего уровня развития), защиты (выстраиваются иерархически в процессе развития), метаболизм (обращает состояния в устойчивые характеристики), а также — наиболее важная из всех — интеграция (самость отвечает за балансирование и интеграцию всех наличествующих элементов). Как локуc интеграции, самость ответственна за уравновешивание и интеграцию всех секторов, уровней, линий, состояний и типов в индивидууме. «Я»-систему, или систему самости, можно понять через метафору «лестницы, взбирающегося по ней и открывающегося вида», где «лестница» обозначает базовые структуры сознания, «взбирающийся» — это непосредственное «я», а «вид» — это перспектива, открывающаяся данному «я», когда оно взбирается на определённую ступень лестницы. Одним из важнейших вкладов интегральной психологии является её указание на то, что самость на любом уровне развития (т. е. структуры-стадии) может иметь доступ (временный или стабильный) к любому состоянию (состояниям-стадиям) (Wilber, 2006).

Определяющей характеристикой интегральной психологии является её использование интегрального методологического плюрализма (ИМП) для выстраивания, координирования и оценивания релевантных перспектив (Wilber, 2006). В ИМП имеется три принципа: всевключение (необходимо беспристрастно вовлекать множество перспектив и методов), обёртывание (необходимо приоритезировать важность открытий, сгенерированных благодаря этим перспективам) и задействование (необходимо признавать, что явления раскрываются субъектам через совершаемую ими деятельность по их познанию). В результате приверженности этим принципам интегральная психология считается постметафизической (т. е. она избегает постулирования априорных структур посредством подчёркивания перспективистской природы задействуемой реальности). Другими словами, определённое явление (феномен) может проявить себя — и, в этом смысле, быть — только лишь в рамках определённой перспективы или миропространства, согласующегося со свойствами этого явления.

В общем, интегральная психология использует всеохватную, метаперспективную и постдисциплинарную систему координат для того, чтобы описывать психологические феномены, исцелять травмы и разрешать социокультурные проблемы. Она всеохватна в следующем смысле: она и опирается на теоретическую модель, и сама предоставляет таковую для выявления взаимоотношений между великим множеством различных психологических методов, включая те, что задействованы в естественных и общественных науках, а также в искусстве и гуманитарной сфере. Многообразие и широта психологии удивительна: в настоящее время существует более 150 различных школ психологии, более 70 различных методов психотерапии и более 40 специализаций. Всё, что не представлено подходом, учитывающим сильные и слабые стороны каждой из этих дисциплин, не может называться по-настоящему интегральной психологией. Ей свойственная метаперспектива потому, что она способствует объединению, координации и взаимному обогащению знаний, генерируемых по меньшей мере четырьмя основными перспективами (т. е. секторами) и восемью фундаментальными методологическими семействами (например, феноменологией, герменевтикой, эмпиризмом и теорией систем). Интегральная психология постдисциплинарна благодаря своей применимости в рамках конкретных дисциплин, во взаимодействии между ними и в их общем синтезе.

БИБЛИОГРАФИЯ

Chaudhuri, H. (1977). The evolution of integral consciousness. Wheaton, IL: Quest Books.
Cortright, B. (2007). Integral psychology: Yoga, growth, and opening the heart. Albany: State University of New York Press.
Sen, I. (1986). Integral psychology: The psychological system of Sri Aurobindo. Pondicherry, India: Sri Aurobindo Ashram Trust.
Visser, F. (2003). Ken Wilber: Thought as passion. Albany: State University of New York Press.
Vrinte, J. (2002). The perennial quest for a psychology with a soul: An inquiry into the relevance of Sri Aurobindo’s metaphysical yoga psychology in the context often Wilber’s integral psychology. Delhi, India: Motilal Banarsidass.
Wilber, K. (1995). Sex, ecology, spirituality: The spirit of evolution. Boston: Shambhala.
Wilber, K. (1999). Integral psychology: Consciousness, spirit, psychology, therapy. Boston: Shambhala. На русском: Кен Уилбер, «Интегральная психология».
Wilber, K. (1999-2000). The collected works of Ken Wilber (Vols. 1­-8). Boston: Shambhala.
Wilber, K. (2006). Integral spirituality: A startling new role for religion in the modern and postmodern world. Boston: Shambhala

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Integral psychology. (2007). [Special issue]. AQAL: Journal of Integral Theory and Practice, 2 (3).
Integral theory in counseling. (2007). [Special issue]. Counseling andValues, 51 (3).
Wilber, K. (2000). Waves, streams, states and self. Journal of Consciousness Studies, 7 (11–12), 145–176. На русском языке: Кен Уилбер, «Волны, потоки, состояния и самость».

Шон Эсбьорн-Харгенс
John F. Kennedy University, Pleasant Hill, Ca

Кен Уилбер,
Integral Institute, Boulder, CO

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Облако меток

%d такие блоггеры, как: